Управление ассортиментом: древо ассортимента

 

Управление ассортиментом: древо ассортимента

 

Первую часть статьи Вы можете прочитать здесь:

https://h-art.com.ua/stati/upravlenie-assortimentom-v-torgovih-setiiah

Вторую часть статьи здесь:

 https://h-art.com.ua/stati/garmoniia-trio-kategoriynii-menedger-otdel-marketinga-otdel-merchendaizinga

 

Итак, после того как Категорийным менеджер определил перечень товаров, которые должны входить в ассортимент магазина того или иного формата, следующим шагом является формирование многоуровневого товарного классификатора, другими словами —  древа ассортимента. Как правило, классификатор содержит пять-семь уровней. Использование трех и менее уровней не позволяет отразить структуру ассортимента в полной мере и, соответственно, затрудняет управление.

 

 

Товарный классификатор должен иметь характеристик изделий, которые важны и необходимы для анализа продаж, дохода, оборачиваемости и планирования закупок. Проведение качественной аналитики возможно только при правильном дроблении товара на категории, группы и подгруппы. Прежде всего, необходимо определить уровни классификации товара  и распределить товар, согласно этим правилам. Затем к каждому уровню (ветви) рекомендуется присвоить конкретное номенклатурное название, а не просто обозначения — уровень 1, 2, 3 и т.п. Это необходимо для того, чтобы строить в этом поле аналитику, например:

— Макро-категория – молочные продукты;

— Категория — объединяющая группа, в которую входят однотипные товары – цельномолочные, кисломолочные продукты, творожная группа, йогуртно — десертная группа;

— Группа товара — деление категории по отдельным целевым товарам, как правило, объединенные основным принципом производства (цельномолочная: молоко пастеризованное, молоко длительного хранения, молочные коктейли, сливки);

— Особенности товара (подгруппы) – деление внутри групп по свойствам и особенностям: вкус, жирность, упаковка, вес, бренд (торговая марка).

 

Рис. Пример классификации товаров

 

От количества «товарных ветвей» зависит качество дальнейших продаж (закрытие потребностей ассортимента) и составление пересеченных аналитических отчетов, поэтому не стоит упрощать данный параметр.

Чтобы классификация товара была возможной необходимо определить правила ввода товара в номенклатуру. Данный параметр также влияет и на быстроту поиска товара покупателем. Для этого необходимо решить, что именно стоит вносить, а что указывать не обязательно.

Так, первым шагом к реализации системы управления запасами становится задача по организации продукции и упорядочение всей информации о товаре в одной системе.

Цель систематизации и упорядочения работы с товарным ассортиментом —  актуальная информация на ценнике, простая и быстрая сортировка и выбор товаров при построении отчетов.

Для того чтобы товары вносились в базу по установленным правилам, т.е., однотипно, мы рекомендуем предоставить ответственность за внесение товаров в базу одному ответственному сотруднику. При введение новых товаров ответственный сотрудник может обращаться к Категорийным менеджерам в рамках согласования сокращений и обозначений признаков товаров.

Посмотрим, какие могут быть установлены правила внесения названий товара в базу на примере категории «Молочные продукты».

1.Название продукта (с большой буквы).  Пример: Молоко, Кефир, Творог, Десерт, Йогурт

2.Вид продукта (с маленькой буквы).  Пример: Молоко, Кефир, Закваска, Творог, Десерт, Йогурт

3.Вид  изделия (с маленькой буквы). Пример: Молоко пастеризованное, Молоко длительного хранения, Кефир, Творог зернистый, Десерт творожный, Йогурт питьевой

*если нет конкретных дополнений ничего не указывается

4.Добавки (с маленькой буквы).  Пример: Молоко длительного хранения шоколадное, Десерт творожный с клубникой, Йогурт питьевой со злаками

*если нет добавок ничего не указывается

5.Жирность. Пример:

—    Молоко пастеризованное 2,5%,

—    Молоко длительного хранения шоколадное 4%,

—    Кефир 0%,

—    Творог зернистый 5%,

—    Десерт творожный с клубникой 5%,

—    Йогурт питьевой со злаками 3,2%

*если нет ничего не указывается

6.ТМ товара (заглавными буквами). Пример:

—    Молоко пастеризованное 2,5%, ЗОЛОТО

—    Молоко длительного хранения шоколадное 4%, СЕЛЯНСКОЕ

—    Кефир 0%, НАТАЛИЯ

—    Творог зернистый 5%, КИЕВСКИЙ

—    Десерт творожный с клубникой 5%, СУПЕР

—    Йогурт питьевой со злаками 3,2% РАДУГА.

7.Граммаж. Пример:

—    Молоко пастеризованное 2,5%, ЗОЛОТО,

—    Молоко длительного хранения шоколадное 4%, СЕЛЯНСКОЕ, 500 мл

—    Кефир 0%, НАТАЛИЯ, 900 мл

—    Творог зернистый 5%, КИЕВСКИЙ, 200 гр

—    Десерт творожный с клубникой 5%, СУПЕР, 120 мл

—    Йогурт питьевой со злаками 3,2% РАДУГА, 450мл

8.Упаковка. Пример:

—    Молоко пастеризованное 2,5%, ЗОЛОТО, 1л, бутылка

—    Молоко длительного хранения шоколадное 4%, СЕЛЯНСКОЕ, 500 мл, т/ф

—    Кефир 0%, НАТАЛИЯ, 900 мл, п/п

—    Творог зернистый 5%, КИЕВСКИЙ, 200 гр, стакан

—    Десерт творожный с клубникой 5%, СУПЕР, 120 мл, стакан

—    Йогурт питьевой со злаками 3,2% РАДУГА, 450мл, пленка

*если у продукта нет фиксированного веса, он указывается как на разлив (л) или весовой (кг)

На ценнике это выглядит так (зависит от кол-ва возможных знаков): «Молоко паст.2,5% ЗОЛОТО 1л бут» и так далее.

Продолжение следует.

Похожие записи

А ТАК ЛИ ВАЖЕН СЕГОДНЯ МЕНТОР

По нашим исследованиям (которые опираются на фактические данные, полученные во время реализации консалтинговых проектов), порядка 54% новых сотруднико...