Ключевые аспекты адаптации персонала

 

КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА

Сегодня мы поговорим о таком простом, но о таком важном инструменте, как адаптация персонала, о том, какие обязательные элементы должна в себя включать система адаптации, и о том, какие действия позволяют сделать эту систему максимально эффективной.

Начнем с определения.

Адаптация персонала — процесс ознакомления, приспособления работников к содержанию и условиям трудовой деятельности, а также к социальной среде организации. Адаптация является одной из составляющих частей управления персоналом (источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Адаптация_персонала)

Система адаптации направлена на:

o    Снижение затрат на период вхождения сотрудника в должность;

o    Сокращение текучести кадров;

o    Экономию времени руководителя;

o    Ускорение вовлечения нового сотрудника в трудовой процесс.

Как и каждый компонент системы управления персоналом, система адаптации также имеет своего владельца процесса – HR –специалиста / менеджера, в задачи которого входит:

1.     Определение структуры адаптации для административного и рабочего  / вспомогательного персонала.

2.     Разработка и проведение welcome-тренинга, или учебного курса «Введение в организацию».

3.     Разработка программ стажировки (теоретический модуль и практическая / производственная стажировка).

4.     Определение методов оценки знаний стажеров, завершивших стажировку. Составление перечня экзаменационных вопросов / тестов.

5.     Закрепление стажера за наставником, выдача стажеру программы стажировки.

6.     Сопровождение нового сотрудника во время прохождения им стажировки.

7.     Организация экзамена по факту завершения стажировки.

8.     Определение базовых принципов системы наставничества: кто может быть наставником, чему и как должен обучать наставник стажера на рабочем месте, какие знаниями должен обладать стажер по завершению адаптации, как оценивается эффективность работы наставника, как мотивируется наставник за обученного стажера, полноценно выполняющего свой функционал на рабочем месте.

9.     Формирование Положений о стажировке и наставничестве, и их внедрение (ознакомление персонала и контроль выполнения).

В зависимости размера организации и  фактического показателя текучести персонала, функции управления системой адаптации может выполнять один или несколько сотрудников.

Назначение наставников

Наставниками могут быть опытные сотрудники, занимающие аналогичную должность или должность более высокого уровня, которые:

1.     Демонстрируют высокие результаты деятельности, что подтверждают показатели эффективности деятельности сотрудников.

2.     Демонстрируют высокоразвитые лидерские качества, в том числе способность и желание обучать стажеров / подчиненных.

Подходы  к мотивации наставников

1.     Наставники, обучающие персонал для собственного подразделения, при условии проведения обучения в рабочее время, не мотивируются дополнительно.

2.     Наставники, обучающие персонал для собственного подразделения, при условии проведения обучения в НЕ рабочее время, мотивируются дополнительно.

3.     Наставники, обучающие персонал для других подразделений (например, других магазинов / ресторанов / складов) получают бонус за обученного сотрудника, в случае успешной сдачи экзамена, по факту завершения испытательного срока данным стажером (вне зависимости от того, в рабочее или нерабочее время проводится обучение стажера).

4.     Не дифференцированный подход, когда наставник получает бонус за успешное обучение стажера по факту завершения последним испытательного срока, вне зависимости от того, в какое подразделение стажировался стажер. Единственным «минусом» данного подхода является  его экономическая составляющая.

Говоря о размере бонуса, который может получать наставник, — все зависит от ряда факторов, таких как длительность и сложность обучения, уровень дохода на должности, на которую производится стажировка персонала (например, сумма мотивации за стажировку продавца торгового зала существенно отличается от суммы мотивации за стажировку администратора или директора магазина), потребности в персонале, текучести кадров  и так далее.  Единственный нюанс, который остается универсальным в вопросе мотивации наставником, — размер бонуса за наставничество должен быть существенным для наставника. Говоря, о том, что является «существенным», — по результатам исследований существенным (значимым) для среднестатистического человека является увеличение дохода от 15-17%. Т.е., при текущем размере минимальной заработной платы, сумма бонуса за обучение стажера не может быть меньше 500 грн.

Координация наставников и стажеров

Одной из важных функций hr- специалиста  адаптацию новых сотрудников – это координация процесса, которая предполагает:

o    Проведение первичной беседы со стажером, с последующей выдачей стажеру программы стажировки.

o    Закрепление стажера за наставников, знакомство стажера с наставником.

o    Контроль скорости и качества прохождения стажером программы стажировки, для чего специалист должен систематически связываться со стажерами и наставниками, а также производить регулярные проверки (инспекции) рабочих мест стажеров и наставников.

o    Выявление истинных причин текучести стажеров и их устранение.

o    Организацию экзамена / тестирование по результатам стажировки.

o    Подачу списков для мотивации наставников, стажеры которых успешно сдали экзамен и прошли испытательный срок (или проработали на должности период времени, установленный Положением о наставничестве).

Подходы к оценке качества стажировки

Методом оценки качества стажировки является устный / письменный экзамен или тестирование. В зависимости от уровня должности, на которую стажировался сотрудник, экзамен может принимать сам наставник, непосредственный руководитель, или комиссия в составе уполномоченных лиц, например, HR-специалист, наставник, непосредственный руководитель и независимый эксперт.

 

 

Похожие записи

А ТАК ЛИ ВАЖЕН СЕГОДНЯ МЕНТОР

По нашим исследованиям (которые опираются на фактические данные, полученные во время реализации консалтинговых проектов), порядка 54% новых сотруднико...