делегировать или делать самому?
«Всё управление, в конечном счете, сводится к стимулированию активности других людей»
Ли Якокка
легендарный президент компании «Ford»
Большинство руководителей воспринимают делегирование, как скидывание со своей спины груза обязательств на плечи своего подчиненного либо коллеги. Но к этому делегирование очень мощный инструмент развития персонала. Вовлекая сотрудников в процесс принятия решений или выполнения ответственной задачи, Вы даёте им возможность почувствовать свою значимость и осознать важность того, или иного процесса.
Очень часто причиной отказа от делегирования является страх руководителя. Зачастую причинами являются:
- боязнь потерять контроль над ситуацией;
- страх почувствовать собственную некомпетентность при проверке результата;
- лишится части полномочий передавая их подчиненным.
Делегирование должна быть регулярной управленческой практикой. Кроме своей непосредственной функции — распределения между подчиненными задач и полномочий для их решения, делегирование служит и другим организационным задачам. Следует очертить все плюсы от делегирования заданий и полномочий:
- Освобождает время руководителя для выполнения более важных задач.
- Открыть потенциал сотрудников, позволить им реализовать себя за счет использования своих талантов и способностей.
- Увеличивают мотивацию и лояльность к руководителю.
- Новый взгляд на выполнение обыденных задач способен увеличить эффективность и качество выполнения задач.
Важным вопросом при делегировании является правильное понимания задач процесса, потому следует выделить для себя различные этапы делегирования и выделить вопросы, котрые следует прояснить на каждом этапе.
1. Выбор сотрудника. Необходимо понять в функции, кого из персонала может входить требуемая задача. Как бы это ни было банально старайтесь делегировать важные задания самым надежным сотрудникам, срочные – самым опытным, несрочные – обучающимся, неважные или некритичные задания – человеку, которого необходимо оценить или мотивировать.
2. Определение задачи делегирования, следует проводить максимально конкретизировав все возможные элементы выполнения:
- Что необходимо сделать?
- Чего нужно достичь?
- Как выполнять эту задачу?
- Какие необходимо передать полномочия?
- Какие смежные подразделения и инстанции проинформировать?
- Какие необходимы ресурсы и вспомогательные средства?
3. Каким образом контролировать ход выполнения и оценивать результаты выполнения задания.