НЕМАТЕРИАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ:
о человечности словами сухой статистики
С каждым годом HR-профи изобретают все новые и новые методы нематериальной мотивации персонала. И сегодня мы не будем говорить о традиционных методах, таких как предоставление служебного автомобиля, медицинское страхование, частичная или полная компенсация абонементов в спортивные клубы или оплачиваемое питание. Сегодняшняя статья будет посвящена нестандартных подходам, которые используют украинские и зарубежные компании различных сфер деятельности. Возможно, некоторые инструменты заставят Вас улыбнуться или покажутся Вам абсурдными и нецелесообразными. Однако есть вероятность, что какие-то из описанных методик полной мере или частично станут обыденными если и не в ближайшие годы, то в недалеком будущем J
Итак, для того чтобы сократить расходы на медицинское страхование, но при этом продемонстрировать заботу о здоровье своих сотрудников, немногочисленная группа украинских предприятий организовывает «Дни здоровья», во время которых в компанию приглашаются врач – терапевт, оказывающий услуги по медосмотру и консультации сотрудников. Еще меньшая группа компаний пошла в этом вопросе дальше: каждый сотрудник имеет возможность обратиться за оплачиваемой компанией психологической помощью к профессиональному психологу. Возрастает популярность вакцинации против гриппа (предполагаем, что такая услуга автоматически прилагается к формату офиса ‘open space’ J).
Если обустройство спорт уголка возле рабочего места уже вполне обыденное явление, то оплачиваемый массаж – явное «ноу-хау» последних лет. Продолжая тему спорта и здоровья, хотим обратить внимание и на такие малобюджетные, но эффективные в плане командообразования мероприятия, как совместные пробежки и занятия другими видами спорта на свежем воздухе, и немного более затратные – фитнес, йога, и, конечно же, танцы ПРЯМО В ОФИСЕ J Немного статистики: такие методы нематериальной мотивации используют около 5% украинских компаний.
Интересные тенденции наметились и в организации корпоративных мероприятий. Если в прошедшие годы (2013-2015) многие компании отменили или урезали бюджет на корпоративные праздники и командообразующие мероприятия, то в 2016 году ситуация радикально изменилась. Более 70% возобновили классические корпоративные празднования (Новый год, Дни Рождения компаний, профессиональные праздники), более 60% — мероприятия по командоообразованию. Но есть и более интересные прецеденты, такие как организация хобби клубов для сотрудников компании и …. девушки и не только, внимание!!!!…. — оплачиваемый компанией маникюр и педикюр!
Нам очень понравился нестандартный подход учредителей компании — нашего клиента, благодаря активной профессиональной деятельности которых удалось скопить довольно большое количество миль на авиа перелетах (примечание: имеются в виду бонусы от авиакомпаний). Учредители приняли решение поощрить лучшего ТОП – менеджера, которому вдобавок к авиа — билетам в оба направления, презентовали также и оплачиваемый отпуск в теплых странах на две персоны. Уверены, хороший отпуск во время Рождественских праздников повлияет на прирост продаж наших клиентов в 2017 году J
Но, конечно, методы, используемые украинскими компаниями, не такие экстравагантные, как те, которые внедрили на своих предприятиях крупные зарубежные игроки.
Например, владелица маркетинговой компании «Hime & Company», где работают только женщины, включила в мотивационную программу отгулы по причине разбитого сердца. При расставании с любимым сотрудницы в возрасте до 24 лет имеют право на 1 день отгула, в возрасте от 25 до 29 лет — 2 дня, а после 30 — 3. Не факт, что такой метод не материальной мотивации подходит и для нашей украинской ментальности, ведь для некоторых уход с головой в работу – гораздо лучшее средство. Однако, практика «day off» (отгул без указания причин) входит уже в стандартный пакет льгот аутсорсинговых IT-компаний.
«Adobe» полностью прекращает работу на одну неделю дважды в год (в сентябре и декабре). Компания«Airbnb», заслужившая звание лучшего работодателя 2016, ежегодно выдает всем сотрудникам пособие в размере $2,000, чтобы те могли отправиться куда угодно.
Сотрудники компании «Asana» имеют возможность пообщаться с профессиональными тренерами по любым вопросам.
Компания «Twitter» широко известна бонусами для сотрудников (например, трехразовой доставкой еды), однако мало кто знает о таких бонусах, как сеансы акупунктурной терапии и занятия по импровизации на музыкальных инструментах.
Особенно выделяется находка «Apple», которая предлагает женщинам–сотрудникам возможность заморозить свои яйцеклетки (это может помочь в том случае, если женщина нацелена делать карьеру, но впоследствии хочет обзавестись семьей). Нужно сказать, такой бонус вызвал очень живое обсуждение и неоднозначные оценки.
Узнавая о таких нестандартных методах мотивации, непроизвольно приходишь к выводу о том, что украинские предприятия находятся в самом начале пути внедрения инноваций в области нематериальной мотивации. Но в любом случае мы верим, что через 5-10 лет и у отечественных предприятий будет чему поучится зарубежным партнерам.