Основы мерчендайзинга. Часть 4

 

 

ОСНОВЫ МЕРЧЕНДАЙЗИНГА. ЧАСТЬ 4

Итак, план — схемы магазинов сформированы, планограммы внедрены (о  порядке разработки и внедрения планов – схем магазинов и планограмм можно прочитать в предыдущих статьях серии), основные задачи отдела мерчендайзинга выполнены.

Но что еще входит в задачи отдела мерчендайзинга?

Во-первых, в задачи отдела мерчендайзинга входит стандартизация и описание базовых процессов отдела, в частности:

1.  Бизнес-процесс изменения торговой площади по результатам оценки распределения торговой площади по товарным категориям.

2.    Бизнес-процесс изменения планограммы отдела вследствие изменения продаж среди подгрупп.

3.    Бизнес-процесс изменения планограммы отдела вследствие введения новой категории товара.

4.    Бизнес-процесс изменения планограммы отдела, вследствие введения нового поставщика.

Кроме этого отдел мерчендайзинга должен добиться от других подразделений Компании выполнения базовых правил коммуникации. Например, «Все изменения по выкладки поступают на магазины только от отдела мерчендайзинга». Или «Графики перестановки обсуждают в первую очередь с отделом мерчендайзинга». Или «Все изменения по таре, гастроемкостям, разделителей и т.п. презентует только отдел мерчендайзинга».

Следующей функцией, которую отдел мерчендайзинга реализует на постоянной основе, является формирование аналитических отчетов.

Аналитические отчеты отдела мерчендайзинга представляют собой сравнительные таблицы долей продаж и долей площади. Их можно смотреть как по направлениям, так и по группам, подгруппам, характеристикам и т.п. Контроль эффективности 1 метр квадратный и/или метр погонный также является рабочим параметром отдела мерчендайзинга. Сформировать такой отчет не сложно, для этого необходимо рассчитать соотношение товарооборота к торговой площади, или товарооборота категории к занимаемой площади категории. Безусловно, отдел мерчендайзинга генерирует множество других отчетов, но рассмотренные выше являются базовыми.

К функциям отдела мерчендайзинга относится контроль размеров торгового оборудования. Данные о торговом оборудовании вносятся в отчет, где  отражается информация о магазине, в котором находится оборудование, категории продукции, наименование оборудования (регал, стеллаж, морозильный шкаф и т.д.), длина и количество полок и прочие атрибуты, необходимые для идентификации оборудования.

Данный отдел является инициатором не только замены оборудования, но замены тары. Отдел мерчендайзинга контролирует вид и закупку тары, гастроемкостей, разделителей и т.п..

В обязанности отдела мерчендайзинга входит контроль над выполнением утвержденных стандартов. Рассмотрим данную функцию более подробно. Управлять торговой площадью без регулярного контроля не просто сложно, а невозможно. Но контроль должен осуществляться только по четким параметрам, которые магазин может выполнить и которые легко могут быть оценены. Для эффективного и не трудоемкого контроля выполнения утвержденных стандартов мы рекомендуем использовать чек-лист.

Чек лист (Check list — контрольный список) — список, содержащий ряд необходимых проверок для какой-либо работы.  Отмечая пункты списка, сотрудник может узнать о состоянии/корректности выполнения этой работы.

Правила составления чек листов

1)     Один пункт — одна операция. Пункты чек листа  — это минимальные полные операции.

2)   Пункты написаны в утвердительной форме. Целью чек-листа является проверка готовности, поэтому лучше составлять пункты в утвердительной форме.

3)    Оптимальное количество пунктов – не более 20. Если требуется, лучше разбить задачу на несколько этапов и составить к каждому этапу отдельный чек лист.

4)    В разных чек — листах задачи не должны пересекаться. Например, если в магазине уже используется чек-лист по проверке чистоты магазина, в частности проверки чистоты полов и торговых полок, и с этим чек — листом работает управляющий магазином и администратор на постоянной основе, тогда в чек-лист, используемый отделом мерчендайзинга, не следует включать эти пункты.

5)    Чек — листы делятся на постоянные и временные. Постоянные чек — листы, как правило, нацелены на мониторинг общего состояния магазина и его входа, а временные создаются под определенные проекты.

Искренне надеемся, что цикл статей об управлении ассортиментом и торговыми площадями был для Вас ценным и интересным. И будем рады ответить на все Ваши вопросы по телефону +38 (044) 48-999-02, или электронной почте: info@h-art.com.ua.

Похожие записи

А ТАК ЛИ ВАЖЕН СЕГОДНЯ МЕНТОР

По нашим исследованиям (которые опираются на фактические данные, полученные во время реализации консалтинговых проектов), порядка 54% новых сотруднико...