Вместо предисловия: статья 145 КЗоТ Украины. Преимущества и льготы для работников, успешно и добросовестно выполняющих свои трудовые обязанности. Работникам, успешно и добросовестно выполняющим трудовые обязанности предоставляются в первую очередь преимущества и льготы в области социально-культурного и жилищно-бытового обслуживания (путевки в санатории и дома отдыха, улучшение жилищных условий). Таким работникам предоставляется также преимущество при продвижении в работе.
Статья 145 в Кодексе имеется, а жизнь? – жизнь внесла свои корректировки в подходах к стимулированию персонала. Особенно эта тенденция прослеживается в коммерческих предприятиях.
Давайте посмотрим, как сегодня изменились преимущества и льготы для эффективных сотрудников.
На наш взгляд правильнее все преимущества для эффективных сотрудников разделить на 2 блока: нематериальные и материальные. И в рамках этой статьи мы обсудим именно нематериальную сторону мотивации сотрудников за трудовые заслуги. И нам важно понимать, что эти инструменты работают там, где обеспечен оптимальный рыночный доход. Такие программы не подменяют адекватную рыночную заработную плату сотрудников, а только усиливают их заинтересованность и лояльность.
На практике среди нематериальных стимулов (обещанные преимущества и поощрения) для сотрудников за трудовые заслуги на предприятиях наиболее часто встречаются сегодня такие:
1. Организация профессионального праздника (День Металлурга, День торговли, День финансиста и т.п.)
В настоящее время проведение этого праздника стало доброй традицией многих украинских компаний. При этом, как правило на такие праздники приглашаются именно Лучшие сотрудники года, поскольку в торжественной обстановке этих сотрудников награждают Грамотами и памятными подарками за особые результаты.
Это достаточно значимое мероприятие, на котором не редко рядовые сотрудники впервые видят Руководство и к тому же слышат от них благодарственные добрые слова, которые демонстрируют объективное уважение и поддержку.
Непременными атрибутами мероприятия являются различные конкурсы, коллективное творчество, встречи с известными людьми и чествование Лучших работников. Это мероприятие красочно «с шариками», «тортами» и т.п.
2. День Рождения подразделения (предприятия, которое входит в объединение, сеть).
3. Поздравление ветеранов производства.
На многих предприятиях и сегодня живет эта хороша традиция: чествование ветеранов производства.
Стаж работы в одной компании, лояльность сотрудника, отсутствие нареканий и сбоев в его работе заслуживает внимания и поощрения.
Данное событие так же проходит в праздничной атмосфере, сотрудникам говорят теплые слова благодарности и вручают памятные подарки, а иногда и денежные премии.
4. Преимущества Ударников труда
Когда-то в прошлом веке в советском союзе действовали соц соревнования. Сегодня об этом многие забыли. А очень зря! Конечно, в системе соц соревнований были свои перегибы – их их не нужно привносить в деятельность современного предприятия, но все же не нужно от этого отказываться. Именно игры, соревнований зачастую не хватает сотрудникам в обыденной рутинной деятельности. И как показывает практика – такая Игра дает свои результаты: из нашей практики в компаниях, где соревнуются доход увеличивается на 22 – 30 % и более
Предлагаем Вам вариант такой возможной игры, которую Вы можете реализовать:
Какие цели у нашей игры:
Увеличить доход наших ключевых сотрудников – сотрудников супермаркета, за счет качественного обслуживания наших покупателей и предоставления необходимого им товара по оптимальной цене.
Период проведения Игры:
Подведение промежуточных итогов проводится еженедельно, и освещается для всего персонала всех супермаркетов.
Если компания и сотрудники супермаркетов получат взаимную пользу от этой игры: увеличится доход компании и доход сотрудников, то она будет действовать постоянно.
Кто является участником игры:
1. В данной игре принимают участие все супермаркеты сети
2. Участником данной игры автоматически становится каждый штатный сотрудник супермаркета
По каким критериям оцениваются отделы:
1. Оборот отдела
(% выполнения и перевыполнения плана по обороту) — определяется по такой формуле:
Фактическая сумма выручки за неделю
ОБОРОТ = ——————————————————————
План по сумме выручки за неделю
Например:
Вы за неделю выручили = 40 000 грн., а план был 34 000 грн. Поэтому ОБОРОТ = 40 000/34 000 = 1,176. (Необходимо этот коэффициент высчитывать до трех цифр, после запятой).
Или
Вы за неделю реализовали = 30 000 грн., а план был 34 000 грн. Поэтому ОБОРОТ = 30 000/34 000 = 0,882
2. Результаты посещения отдела (Проверочный Список Отдела) (средний %)
У нас в компании существует проверочный список отдела по сервису, в котором обозначены пункты, которые подтверждают соблюдение утвержденных стандартов качества обслуживания. Эти стандарты должны выполняться в каждом отделе.
Общий показатель сервиса определяется по такой формуле:
Количество пунктов ПСО со знаком «+»
(стандарт выполнен)
СЕРВИС = ———————————————————————————
Количество пунктов всего в ПСО
Например:
Количество пунктов со знаком «+» = 15, а количество пунктов всего = 20. Поэтому СЕРВИС = 15/20 = 0,75.
Или
Количество пунктов со знаком «+» = 20, и количество пунктов всего = 20. Поэтому СЕРВИС = 20/20 = 1.
Как определяются Лучшие отделы сети? Просто:
1. Смотрим показатель ОБОРОТ за неделю.
2. Смотрим показатель СЕРВИС за неделю.
3. Определяем показатель ЛУЧШИЙ отдел за неделю путем перемножения показателя ОБОРОТ и СЕРВИС.
4. По результатам месяца определяем средний показатель ЛУЧШИЙ.
Например:
1. Вы за неделю выручили = 40 000 грн., а план был 34 000 грн. Поэтому ОБОРОТ = 40 000/34 000 = 1,176. (Необходимо этот коэффициент высчитывать до трех цифр, после запятой).
2. Количество пунктов в Проверочном Списке со знаком «+» = 22, а количество пунктов всего = 22. Поэтому СЕРВИС = 22/22 = 1.
3. РАСЧЕТ показателя ЛУЧШИЙ такой:
ПОКАЗАТЕЛЬ ЛУЧШИЙ ТАКОЙ = 1,176*1 = 1,176
Или
1. Вы за неделю выручили = 40 000 грн., а план был 34 000 грн. Поэтому ОБОРОТ = 40 000/34 000 = 1,176. (Необходимо этот коэффициент высчитывать до трех цифр, после запятой).
2. Количество пунктов в Проверочном Списке со знаком «+» = 15, а количество пунктов всего = 22. Поэтому СЕРВИС = 15/22 = 0,682.
3. РАСЧЕТ показателя ЛУЧШИЙ такой:
ПОКАЗАТЕЛЬ ЛУЧШИЙ ТАКОЙ = 1,176*0,682 = 0,802
Далее еженедельно результаты всех отделов накапливаются и вносятся в таблицу результатов месяца. Результат показателя ЛУЧШИЙ за предыдущую неделю прибавляется к результату текущей недели и т.д. результат каждой недели складывается, и по результатам месяца получаем итоговую сумму.
Победители игры (все сотрудники победившего отдела – победители), кроме премий получают памятные призы за 1 место, за 2 место и за 3 место.
В нашей компании определены памятные призы для победителей – сотрудников Лучшего отдела.
По каким критериям оцениваются супермаркеты:
Как определяются Лучший супермаркет сети? Логика та же, что и при определении Лучшего отдела только берутся показатели в целом по сети в разрезе каждого супермаркета.
В каких номинациях определяются победители:
• «Лучшие отделы сети супермаркетов» по результатам месяца
• «Лучший супермаркет» по результатам месяца
Кто является арбитром Игры:
Директор по персоналу, Операционный директор
В роли судьи Игры выступает Директор сети
Как победить:
Все очень просто, для этого каждому члену команды просто необходимо:
1. Знать и выполнять свои должностные обязанности;
2. ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ И УВАЖАТЬ (об этих принципах написано выше);
3. Соблюдать стандарты качества обслуживания сети супермаркетов;
4. Да и просто ежедневно следить за результатами своей работы.
Для этого еженедельно формируются вот такие формы по каждому отделу, на которых уже установлен еженедельный план по обороту и указан № отдела:
Недельный график может выглядеть так:
ряд 1 – план; ряд 2 — факт
Еженедельно все участники игры узнают результаты Игры по отделам и магазинам в целом за прошлую неделю и видят, кто на каком месте.
Нас часто спрашивают, какую пользу «на выходе» получит компания от каждой из возможных схем нематериальной мотивации? И мы имеем такие примеры