УПРАВЛЕНИЕ ФОНДОМ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ

Целевая аудитория (каким предприятиям необходим этот продукт)

o торговые сети (оптимизация ФОТ торгового персонала);
o сети аптечных супермаркетов;
o call-центры;
o массовое производство (рабочий персонал).

Цель проекта

Оптимизировать расходы на фонд оплаты труда рядового персонала посредством упорядочивания процесса управления фондом рабочего времени и построения оптимальных графиков выхода на работу, при сохранении качества работы (произведенных продуктов), либо качества обслуживания клиентов.

Основные этапы проекта

1. Моделирование инструмента расчета фонда рабочего времени
  • Определение основных бизнес-процессов (элементов), которые выполняет рядовой персонал.
  • Проведение хронометражей по каждому бизнес-процессу (или его элементу).
  • Выведение серединной нормы времени выполнения каждого бизнес-процесса (его элемента).
  • Получение аналитических данных о фактических продажах (для call-центра – о поступивших звонках и их конверсии; для производства – данных о планах производства и продаж) за прошлые периоды в натуральных величинах.
  • Расчет прогноза продаж на следующие периоды.
  • Расчет суммарного количества рабочего времени, необходимого для обслуживания торговых процессов отдельно для сотрудников торгового зала, отдельно для касс.
2. Формирование Технического задания (далее – ТЗ) для автоматизации инструмента расчета фонда рабочего времени рядовых сотрудников.
3. Разработка методологии формирования «гибких» графиков выхода на работу для рядовых сотрудников. Оформление методологии в виде ТЗ для автоматизированного формирования оптимальных графиков выхода на работу.
4. Формирование ТЗ для автоматизации расчета показателя «Соотношение ФОП к товарообороту» — инструмента, позволяющего отслеживать рациональность использования фонда рабочего времени сотрудников.
5. Обучение директоров подразделений / руководителей call-центров / руководителей производственного подразделения правилам использования инструментов контроля фонда рабочего времени, графиков выхода на работу и анализу показателя «Соотношение ФОП к товарообороту».

Преимущества инструмента контроля фонда рабочего времени и оптимальных графиков выхода на работу рядового персонала на примере сети супермаркетов

1. Фонд рабочего времени рассчитывается исходя из товарооборота в натуральных величинах (штуки / кг). Т.е., чем больше продает супермаркет, тем больше прогнозируемый фонд рабочего времени, и наоборот.
2. Все супермаркеты сети имеют единые условия расчета фонда рабочего времени, т.е., фонд рабочего времени соразмерен продажам, а не субъективному мнению директора супермаркета / сети.
3. Графики выхода кассиров строятся таким образом, чтобы успевать обслуживать поток покупателей, без создания очередей, но при этом минимизировать вероятность «простоя» кассиров.
4. Автоматизированный инструмент контроля фонда рабочего времени (ФРВ) предоставляет возможность на ежедневной основе контролировать показатель «Соотношение фонда оплаты труда к товарообороту», что позволяет директору супермаркета оперативно вносить изменения в графики выхода на работу персонала в зависимости от увеличения / снижения товарооборота, тем самым оптимально обеспечивая торговые процессы человеческим ресурсом и сохраняя рентабельность супермаркета.
Преимущества от внедрения инструментов контроля фонда рабочего времени, можно проиллюстрировать следующими графиками:
Рис.1. Как может выглядеть показатель «% фонда оплаты труда от оборота» в разных супермаркетах сети сейчас
Рис.2. Как может выглядеть показатель «% фонда оплаты труда от оборота» в разных супермаркетах сети после реализации проекта

Ожидаемый результат от реализации проекта (для розничных сетей)

В комплексе с внедрением инструментов 1) построение и оптимизация деятельности HR-Департамента; 2) систематизация оплаты труда; 3) модернизация системы учета предприятия; 4) управление на основе показателей эффективности деятельности:
  • увеличение товарооборота сети супермаркетов (без учета инфляции и естественного роста) от 7% (до 28%);
  • увеличение производительности труда на 5% и более;
  • снижение расходов на фонд оплаты труда на 0,25 (1,2)% к товарообороту.
Результат от внедрения для call-центров и для производственных предприятий рассчитывается индивидуально, после проведения бизнес-аудита.