Будь, или не будь
Из записок кочующего специалиста
Сегодня захотелось просто поговорить. Поделиться некоторыми наблюдениями и взглядом. Просто поделиться. Кто о чем, а мы о деятельности компании, о людях, которые создают, и которые просто хорошо делают свою работу.
Казалось бы говорено, переговорено многими. Почему не каждый малый, средний бизнес занимает национальные масштабы (мы не говорим даже о мировых масштабах). Взгляд направился на тех, кто трудится (предоставляет свои услуги, продает товары) в масштабах города и максимум области в одном и том же направлении 10, 15 и более лет. И выйдя в первые годы своей деятельности на определенный объем продаж (производства, предоставления услуг); сформировав штат сотрудников (скажем в среднем эта цифра составляет порядка 60-70 человек) на протяжении этих лет то увеличивает объем и штат; то уменьшает (по принципу гармони: то развернется – то сожмется…).
Ситуация 1. «Рад и этому…»
Уважаем выбор человека. Масштаб деятельности компании определяют потребности жизни собственника, его позицию.
Ситуация 2. «Я дерусь, потому что я дерусь…»
Что наблюдается: Создатель компании вовлечен во все рабочие (операционные) вопросы компании; получает массу удовольствия от решения текущих проблем (задач). Не интересуется особо ни чем, только работой компании. Нравится. Не устал.
Может время от времени «играть в «лего»: это когда становится скучно «разрушать» правила и структуру деятельности своей компании и выстраивать заново.
Если рядом с таким собственником такие же сотрудники – которым нравится этот драйв постоянных изменений, круглосуточной работы, работы без выходных и семьи – все будет отлично. А много ли таких сотрудников? Насколько они не устали?
Ситуация 3. «Властвовать = управлять…»
Что наблюдается: Создатель компании регламентирует (и даже произносит это вслух), что устал все делать самостоятельно; времени на все не хватает на другие интересы (на жизнь); подустал и пора бы уже систематизировать работу компании; расставить точки контроля и передать управление Исполнительному директору. А по факту сам же продолжает управляться, нарушает созданные им же правила
По сути, не осознает, что не хочет передать свою власть или осознает, что «страшно» ее власть (управление людьми) передать кому-то… обжигались уже…
А ведь, может и не нужно передавать власть? А просто начать делать свою работу – работу Создателя и Учредителя и дать возможность делать свою работу ТОП менеджерам и в первую очередь Исполнительному директору?
А в чем отличия спрашивается?
Если кратко.
Работа Создателя и Учредителя состоит в:
Области управления:
1) Недвижимость;
2) Финансы (и аудит);
3) ИТ;
4) Безопасность (СБ);
5) Юридическая защита. Работа с госорганами;
6) Стратегический маркетинг (новые продукты, стандарты, технологии);
7) Развитие собственных торговых марок.
Функции:
- Создает и доносит бизнесу: цели, замыслы, планы (свои идеи и ожидания).
- Контролирует выполнение утвержденных программ, проектов, бюджета. Непосредственно за реализацию программ отвечает исполнительный директор, с которым проходят регулярные встречи, благодаря которым Создатель находится в курсе реализации намеченных планов.
- Анализирует главные показатели, статистики бизнеса. Для этого реализует и поддерживает современную автоматизированную систему учета (программное обеспечение). И имеет возможность видеть показатели (статистики) как минимум в еженедельном ритме, и в зависимости от потребностей бизнеса ежедневном и ежечасном ритме.
- Руководит стратегическим маркетингом, формирует идеи в отношении открытия новых бизнесов и развития новых продуктов.
- Проводит предварительные переговоры со стратегическими партнерами, составляет протоколы намерений, курирует поиск ТОП менеджеров для бизнесов, и дает старт новым направлениям и бизнесам.
А работа Исполнительно директора в:
Функции:
- Для реализации замыслов Учредителя разрабатывает сбытовую, ассортиментную, ценовую, рекламную и маркетинговую (продвижение) политики и политику управления персоналом Компании.
- Для реализации целей замыслов поставленных Учредителем организует проектную работу (сессии проектировании) с руководителями подразделений компании. Разрабатывает с ними программы и проекты на год, подкрепленные бюджетом, и утверждает их у Учредителя.
- Осуществляет оперативную оценку результатов деятельности компании на основании еженедельного ежемесячного мониторинга показателей (статистик). Разрабатывает программы по устранению выявленных недостатков.
- Через руководителей подразделений компании добивается своевременного выполнения всех принимаемых предприятием проектов, планов и программ.
- Организует сбор данных для годового бюджета и ежеквартальных коррекций бюджета.
- Согласовывает созданный бюджет и утверждает бюджет у Учредителя и перед финансовым директором.
- Через руководителей подразделений организует работу вверенных им структурных подразделений с учетом принципов финансового планирования, принятых в компании. Проводит финансово-экономический анализ деятельности предприятия и подразделений. Планирует и анализирует затраты предприятия. Добивается оптимального баланса расходов (вложений) и генерирующей этими расходами прибыли. Организует работу по эффективному взаимодействию структурных подразделений на основе: оценки бюджетов и ресурсов; оптимального распределения ресурсов по подразделениям; планов деятельности отделов/подразделений; реализации системы материального и морального стимулирования.
- Проектирует и совместно с Учредителем (путем согласования у него предлагаемых изменений) оптимизирует организационную структуру компании с учетом целей и задач компании. Например, по результатам сессии проектирования может быть принято решение о вводе дополнительных штатных единиц для реализации проектов, в случае ухудшения экономической ситуации (снижение объема) – оптимизация затрат оптимизации штата.
- Проверяет и утверждает расчет заработной платы, начисление премий и штрафов всех сотрудников компании.
- Обеспечивает полное и строгое соблюдение принятых в компании технологий.
- Планирует рабочее время и регулярно встречается с каждым руководителем подразделения, разбирает с ними текущую ситуацию, намечает планы дальнейших действий. Управляет работой подразделений только через руководителей данных подразделений.
- Контролирует и обеспечивает здоровые и безопасные условия труда на предприятии.
- Контролирует соблюдение законности в деятельности компании.
- Через руководителя подразделения контролирует выполнение планов производства и продаж. Добивается постоянного увеличения количества активных клиентов. Следит за поддержанием актуальности базы данных клиентов.
- Отслеживает эффективность проведение маркетинговых мероприятий, исследований, анализирует результаты. Усиливает успешные программы, и отказывается от неэффективных мероприятий.
- Контролирует текущее обслуживание (хранение, инвентаризацию, внутреннее перемещения), страхование. Принимает участие в оценке затрат и издержек на запасы; принимает участие в разработке методов учета, оценки и моделирования запасов. Координирует инвентаризацию запасов. Контролирует состояния запасов.
- Обеспечивает качество произведенной продукции.
Показатель результативности Исполнительного директора:
- Прибыль, соответствующая утвержденному бюджету или превышающая бюджет;
- Растущая (динамика прироста год от года) суммарная маржа (валовая прибыль);
- Суммарный товарооборот, соответствующий утвержденному бюджету или превышающий бюджет;
- Минимальная сумма неликвидных остатков и малооборачиваемых товаров.
И тогда у Создателей из Ситуации 2 и 3 открываются возможности для занятий социальными программами (знаем мы с Вами людей, которые заботятся о школах в своем городе и делают там ремонты, компьютеризируют их; выращивают олимпийских чемпионов по плаванию и для этого реанимируют школьные бассейны и оплачивают работу тренеров; и др.). Открываются возможности заниматься творчеством (писать стихи, песни, картины; собирать уникальные яхты своими руками, др.). Открываются возможности расширять горизонты деятельности своей компании; открывать другие компании и открывать новые рабочие места.