КОРПОРАТИВНЫЙ ШТУРВАЛ
Сегодня мы подготовили для Вас практические советы по проведению ежегодной сессии стратегического планирования с целью формирования годового бизнес — плана. Мы более чем уверены, инструменты и технологии, которые используются в Вашей компании, приобретут новое звучание, если Вы дополните их простой, но действенной методикой – Корпоративный штурвал.
ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ КОРПОРАТИВНОГО ШТУРВАЛА
Корпоративный штурвал демонстрирует как повлияет то или иное управленческое решение на 4 основные области, которые лежат в основе деятельности любого предприятия – это клиенты (покупатели), сотрудники (которые производят основной продукт, или услугу Компании и которые являются основным активом компании), операционная деятельность (то КАК, за счет каких технологий, мы производит продукт / услугу компании) и финансы – средства, которые нам нужно потратить для достижения поставленных целей и производства основного продукта / услуги в нужном количестве.
Итак, подходя к стратегическому планированию, первое на чем должны акцентировать внимание руководители компании – это формирование списка стратегических задач, которые необходимо реализовать, для того чтобы увеличить количество клиентов, увеличить количество покупок от постоянных клиентов и улучшить предоставляемый клиентам продукт и / или сервис. Что лежит в основе выбора клиента приобрести продукт / услугу в той или иной компании? Цена, ассортимент, качество продукции, удобство расположения продавца или удобство в размещении заказа, скорость доставки, качество обслуживания и т.д. Улучшение каждого из компонентов способно привлечь / удержать определенный поток клиентов.
Второе, что необходимо принять во внимание – это то, за счет каких операционных процессов и / или их изменения, мы можем достичь роста количества клиентов и объема продаж. Например, изменить / улучшить логистические схемы, изменить программное обеспечение, которое позволит ускорить обслуживание клиентов, или закупить новые производственные мощности, которые предоставят производить более качественный или инновационный продукт и так далее.
Следующее, в чем необходимо удостовериться – это насколько мы обеспечены квалифицированным персоналом, для того чтобы реализовать стратегический план, и что необходимо сделать, если мы не обеспечены в полной мере штатом сотрудников нужной квалификации, в том числе, нужны ли улучшения в системе мотивации.
Последняя составляющая Корпоративного штурвала – это финансы, а именно – сможем ли мы финансово обеспечить реализацию списка стратегических задач, с одной стороны, и какую прибыль принесет реализация задач, с другой.
Посмотрим, как работает «Корпоративный штурвал» на практике. Допустим, в Вашей компании сессии стратегического планирования – это давно не новость. Все руководители направлений к моменту проведения сессии уже приходят с перечнем задач, которые выносят на рассмотрение рабочей группы. Задача модератора сессии стратегического планирования – это «прогон» предложенных задач через составляющие «Корпоративного штурвала» с целью исключения задач, которые приносят минимальную пользу, или польза от которых меньше, нежели затратная часть на их реализацию.
Предположим, начальник отдела продаж предлагает провести серию обучающих мероприятий для дилеров компании. Первый вопрос, который необходимо задать, это: «Как отразиться проведение серии обучающих мероприятий для дилеров компании на клиентах?». Например, клиенты смогут получить более квалифицированную помощь в выборе продукта, что приведет к увеличению объема продаж на 5% и более. Требуют ли данные мероприятия изменений в операционной деятельности? – Нет. Есть ли у нас сотрудники, которые смогут произвести обучение дилеров? – Да. Как отразится на дилерах корпоративное обучение? – Они лучше узнают технические характеристики продукта, а, значит, будут точнее определять потребность клиента и лучше продавать. Покроют ли стоимость обучения дилеров (проезд, проживание, питание, презентационные материалы, культурная программа и т.д.) увеличенные на 5% продажи? – Да. Таким образом, планируемые мероприятия отразятся позитивно на 3 из 4 сегментов Корпоративного штурвала, и не затронут сегмент «Операционная деятельность». А значит, должны быть включены в перечень стратегических задач.
Возьмем другой пример. Начальник Департамента персонала предложил организовать бесплатные обеды для офисных сотрудников с целью повышения коэффициента удовлетворенности сотрудников. Как отразиться такое решение на клиентах? – Никак. Как отразиться это решение на операционной деятельности? – Не отразится. Как отразится решение на персонале? — 75% сотрудников выразили мысль о том, что будут рады бесплатным обедам. Посмотрим глубже. Станут ли сотрудники от этого более лояльными к компании и продуктивными? – Нет. Будут ли обеды удерживающим стимулом для персонала? – Нет. Какой бюджет составит обеспечение бесплатными обедами? – ХХ грн. Есть ли смысл направить этот бюджет на повышение доходов сотрудников (соответствует ли доход сотрудников рыночных предложениям)? — Да. Будет ли принято предложение? – Нет.
С другой стороны, бесплатные горячие обеды для рабочего персонала (особенно, если портрет нашего рабочего – это сотрудник из областного центра / села, который работает вахтовым методом), при достойной оплате труда смогут быть действительно конкурентным преимуществом.
Так, с условиях экономии, корпоративный штурвал позволяет отсечь предложения, не направленные на ключевые активы компании – клиентов, персонал и финансы, операционные процессы, — и при этом сконцентрироваться на более важных и значимых задачах.
В заключение статьи, посмотрим на логику Корпоративного штурвала, отталкиваясь от компонента «операционная деятельность» на примере предложения «Внедрить автоматизированную систему управления складом». Итак, это улучшит операционную деятельность? – Да, это позволит ускорить отгрузку на 25%, сократить штат кладовщиков на 15% (финансовая составляющая), улучшит контроль над сроками хранения на 50 % и более и т.д. Как это отразится на клиентах? – Сократиться срок отгрузки продукции клиентам. Как это отразится на сотрудниках? – Внедрение системы требует дополнительного обучения персонала, которое потребует ХХ времени и ХХ затрат. Как это отразится на финансах? Инвестиционный бюджет предполагает окупаемость проекта в течение 8 месяцев и дополнительную прибыль в течение следующего года в размере ХХХ грн. Будет ли включена задача в бизнес план? – Да.
А как отразилось на Вас прочтение этой статьи с точки зрения Корпоративного штурвала? J