СТРУКТУРА ДОХОДА СОТРУДНИКОВ: ТЕНДЕНЦИИ 2016 ГОДА
Сложно не отметить факт, что не только крупный, но и средний и мелкий бизнес от года к году стремится к совершенствованию собственной стратегии управления персоналом. Эту тенденцию можно отнести и к области формирования структуры дохода сотрудников: очень небольшой процент компаний сохранили поход к оплате труда как выплату постоянной ставки без переменного вознаграждения (премий). Не секрет, что система оплаты труда, которая не позволяет сотруднику влиять на свой доход, рост которого неизменно связан с личным и групповым вкладом сотрудников компании в рост прибыли предприятия, уже давно изжил себя. Именно потому превалирующее большинство украинских компаний (более 90%), используют программы краткосрочного и долгосрочного стимулирования (переменное вознаграждение) персонала.
Итак, наиболее популярным видом материального стимулирования является регулярное переменное вознаграждение, которое выплачивается сотрудникам компании на ежемесячной и/или ежеквартальной / ежегодной основе. Размер переменной и постоянной части дохода варьируется от уровня должности. Например, переменная и постоянная часть дохода ТОП-звена в среднем соотносится как 25/75, тогда как административного или профессионального – как 20/80. Для персонала подразделений продаж такое соотношение в среднем составляет 35/65. Если говорить о регулярности выплат, то частота премирования также зависит от уровня должности. Например, большинство из известным нам компаний премируют ТОП-менеджеров на годовой основе, middle-менеджмент – на ежеквартальной и/или ежемесячной, а рядовой персонал только ежемесячно. Основанием для премирования сотрудников, как правило, является выполнение поставленных целей, выраженных в показателях эффективности деятельности. Размер премирования практически во всех компаниях зависит от % выполнения планов предприятия, в первую очередь, а также от индивидуальных и групповых показателей эффективности деятельности сотрудников, во вторую.
Еще одним видом переменного вознаграждения является проектное премирование, которое, в большинстве случаев, характеризуется разовыми выплатами сотрудникам, принимавшим участие в проекте. Размер проектных премий связывается с расчетным процентом экономии от реализации проекта, а также со среднемесячным доходом сотрудника и уровнем его должности. На текущий момент не так много украинских компаний используют такой вид премирования: по нашим данным их численность не существенно превышает 30%.
Если говорить о разовых программах стимулирования, например, о премировании сотрудников по случаю профессиональных праздников, или за победу сотрудников в корпоративных играх / соревнованиях, выплаты сотрудникам за выслугу лет, внесение инновационных предложений, направленных на модернизацию труда, или оптимизацию издержек, то такие формы стимулирования персонала использует около 50% крупных и средних компаний Украины. К слову, некоторые компании используют нестандартные поводы для разового стимулирования сотрудников, например, премируют сотрудниц за ранее возвращение из отпуска по уходу за ребенком J
Если говорить о категоризации программ стимулирования сотрудников, то их разделяют на краткосрочные (о них речь шла выше) и долгосрочные.
Долгосрочное стимулирование сотрудников используется в основном для ТОП-звена, и реализуется через программы участия в собственности компании (предоставление сотрудникам ценных бумаг компании), либо через долгосрочные крупные премии или иные методы (пенсионные программы, опционы). На текущий момент программы долгосрочного стимулирования внедрены менее чем в 15% украинских компаний. Текущие тенденции говорят о том, что этот метод стимулирования будет становится все более распространенным от года к году.