- Дифференцированный подход к формированию ассортимента и цен в зависимости от региона, месторасположения, целевой аудитории.
- Стандартизация в отношении брэнда: стандартный вид торговых помещений, стандартное торговое оборудование, стандартное оформление торговых залов, единые стандарты качественного обслуживания, стандартное обучение и т.п.
- Ориентация на сервис (ассортимент, гибкость цен (привлекательная цена на ходовые товары), свежесть и доступность товара, выкладка, быстрота и качество обслуживания, чистота помещения и торгового оборудования).
- Адресный подход к клиенту, позволяющий ритейлу делать индивидуальные предложения потребителям в зависимости их личных предпочтений и покупательского опыта.
- Совершенствование технологий, в первую очередь оптимизация логистических процессов и инвестирование в IT для максимально эффективного управления запасами и транспортными потоками, стандартные единые технологии работы с людьми (сотрудниками), делегирование и соблюдение матрицы ответственности, когда управляющий магазина тоже имеет право принимать управленческие решения (в рамках своих полномочий).
- Расширение каналов коммуникации с клиентами e-mail (предложения + новинки), sms, горячая линия, опросы, исследования, форумы.
- Поиск решение по удержанию / повышению рентабельности торговых сетей за счет использования унифицированного подхода к расчету фонда рабочего времени и использование гибкой модели построения графиков выхода на работу торгового персонала.
Именно о вопросе управления расходами, связанными с фондом рабочего времени (расходами на оплату труда) без нанесения ущерба качеству работы магазинов мы хотели бы поговорить сегодня.
Как часто Вы наблюдали ситуацию, когда в супермаркете в часы «пик» на кассах скапливаются огромные очереди, тогда как далеко не все кассы, установленные в супермаркете, работают? Или обратная ситуация, когда Вы заходите в магазин до или после обеда и видите огромное количество работающих касс, за которыми сидят скучающие кассиры в ожидании покупателей? Часто ли Вы тратите свое время на ожидание своей очереди в отдел гастрономии в те же часы «пик»?
Говоря об этой же проблеме, но с другой стороны, можно отметить, что при работе с розничными сетями, мы часто видим ситуацию, когда директор магазина оправдывает слабые продажи в магазине нехваткой персонала (не успевают вывезти товар в торговый зал, не успевают проверить сроки годности, потому есть просроченный товар в зале и т.п.). Однако, как показывает опыт (вернее, аналитика продаж), в той же сети есть другие магазины, в которых работает то же или даже меньшее количество персонала при большем товарообороте.
Так как же сделать так, чтобы каждый день работало оптимальное количество сотрудников торгового зала и касс, которые бы успевали обслуживать покупателей и товар, с одной стороны, и при этом фонд оплаты труда супермаркета не «съедал» бы всю прибыль, с другой стороны?
Именно эти вопросы и решает грамотное управление фондом рабочего времени и построение гибких графиков выхода на работу персонала супермаркета, основанных на тенденциях трафика покупателей.
Для специалистов, которые сталкивались в розничной торговлей, не будет открытием, что украинский ритейл живет в режиме довольно жесткой экономии в силу своей невысокой (сравнительно с другими направлениями деятельности) маржинальности. Потому вопрос контроля соотношения фонда рабочего времени к обороту является всегда актуальным. Этот показатель рассчитывается не только по всей сети, но и отдельно по каждому магазину. Если у Вас еще не внедрены инструменты контроля ФРВ и гибкие графики выхода на работу, то если Вы проанализируете данный показатель, Вы можете увидеть, что он не только существенно отличается от магазина к магазину, но еще и существенно колеблется в течение года в разрезе каждого отдельного магазина.
О чем это говорит? Это говорит о том, что при регулировании фонда рабочего времени в «ручном» режиме, более бойкие директора супермаркетов получают больше штатных единиц, тогда как менее бойкие, но зачастую даже более продуктивные, довольствуются малым, даже при существенно больших оборотах. С другой стороны, это говорит также о том, что вне зависимости от того, супермаркет продает больше товаров, или меньше, количество штатных единиц остается одинаковым, как и остается одинаковым фонд рабочего времени магазина. При таком подходе мы можем наблюдать очевидную нехватку персонала в пики сезонности и избыток в межсезонье (именно в этот момент и показатель соотношения ФОТ к обороту растет, тем самым снижая рентабельность магазина / сети).
Теперь перейдем к вопросу, какие преимущества предоставляет нам внедрение инструмента контроля фонда рабочего времени и внедрение оптимальных графиков выхода на работу торгового персонала:
- Фонд рабочего времени рассчитывается исходя из товарооборота в натуральных величинах (штуки / кг). Т.е., чем больше торгует магазин, тем больше прогнозируемый фонд рабочего времени, и наоборот.
- Все магазины сети имеют единые условия расчета фонда рабочего времени, т.е., фонд рабочего времени соразмерен продажам, а не субъективному мнению директора магазина / сети.
- Графики выхода кассиров строятся таким образом, чтобы успевать обслуживать поток покупателей, без создания очередей, но при этом минимизируют возможность «простоя» кассиров.
- Графики выхода продавцов прилавочного типа торговли строятся по такому же принципу, как и графики выхода кассиров, что позволяет минимизировать очереди.
- При построении графиков работы касс и торгового персонала учитываются праздничные дни, в которые трафик покупателей возрастает.
- Автоматизированный инструмент контроля фонда рабочего времени (ФРВ) позволяет на ежедневной основе контролировать показатель «Соотношение фонда оплаты труда к товарообороту», что позволяет директору супермаркета оперативно вносить изменения в графики выхода на работу персонала в зависимости от увеличения / снижения товарооборота, тем самым оптимально обеспечивая торговые процессы человеческим ресурсом и сохраняя рентабельность магазина.
Все преимущества от внедрения инструментов контроля фонда рабочего времени, можно проиллюстрировать следующими графиками:
- Получите данные о продажах за прошлый год в натуральных величинах (кг, шт) в разрезе макро групп – под групп – под-под групп товаров.
- Определите перечень операционных процессов, обязательных для выполнения рядовым персоналом торгового зала.
- Определите, какие группы товаров участвуют в каждом операционном процессе. Например, если мы говорим о выкладке товаров – то здесь участвуют все группы товаров, если мы говорим о проверке сроков годности, то здесь, например, не участвуют товары с неограниченным сроком хранения.
- Определите торговые процессы, опосредованно связанные с продажей товаров, например % списаний по причине порчи товаров.
- Качественно проведите нормирование каждого операционного процесса, прямо или опосредованно связанного с товарами.
- Рассчитайте норму рабочего времени на выполнение каждого торгового процесса путем перемножения количества товаров, участвующих в процессе, на норму времени.
- Определите ключевые торговые процессы, которые производятся НЕ с товаром. Например, размещение ценников, или проверка цен посредством терминала.
- Определите норму количества таких операций в день путем проведения замеров.
- Рассчитайте норму рабочего времени на выполнение каждого торгового процесса путем перемножения количества операций на норму рабочего времени.
- Рассчитайте суммарное количество рабочего времени, необходимого для обслуживания торговых процессов для сотрудников торгового зала.
- Рассчитайте динамику прироста продаж в количественном выражении для планируемого месяца, примените в произведенный ранее расчет.
- Получите данные о трафике покупателей в разрезе позиций в чеке (сколько позиций было «пробито» через кассу в разрезе каждого часа).
- Проведите хронометраж и рассчитайте норму на обслуживание 1 позиции в чеке.
- Проведите сравнение периодов и рассчитайте коэффициент прироста прошлого года к текущему году, переложите коэффициент на данные о трафике.
- Рассчитайте количество касс, которые должны работать в течение месяца каждый час с понедельника по воскресение.
- Рассчитайте фонд рабочего времени касс.
- Проведите хронометраж и рассчитайте время, необходимое на проведение инкассации касс.
- Проведите хронометраж и рассчитайте время, необходимое на выполнение других операционных процессов кассира (например, выкладка сигарет), если такие имеются.
- Рассчитайте фонд рабочего времени касс.
- Сформируйте графики, которые иллюстрируют, сколько касс необходимо в каждый час для каждого дня недели.
- Перейдите на гибкие графики работы персонала, когда сотрудник не работает по 12 часов в смену 2 дня через 2, а может работать и по другому графику – например, по 8 часов 5/2 дня в неделю с плавающими выходными, или по 6 часов в смену, при этом соблюдайте установленные законодательствам нормы в отношении рабочего времени сотрудников.
- Постройте графики рабочего времени таким образом, чтобы всегда работало расчетное количество касс, необходимое для обслуживания покупателей, при этом суммарный фонд рабочего времени не превышал расчетный фонд.
- Рассчитайте сколько продавцов должно работать в каждый час за витриной с учетом трафика покупателей и с учетом разорванности витрин.
- Сформируйте график выхода на работу продавцов витрины.
- Оставшийся фонд рабочего времени пропорционально разделите по дням месяца – это фонд рабочего времени продавцов торгового зала.
- Сформируйте оптимальный график выхода на работу продавцов торгового зала, в зависимости от структуры операционных процессов – времени приемки и последующей выкладки товаров, графика инвентаризаций и т.п.
5. Автоматизируйте расчет показателя «Соотношение ФОП к товарообороту» таким образом, чтобы он обновлялся каждый день.
6. Обучите директоров правилам использования инструментов контроля ФРВ, графиков выхода на работу и анализу показателя «Соотношение ФОП к товарообороту».