Управление ассортиментом: древо ассортимента
Первую часть статьи Вы можете прочитать здесь:
https://h-art.com.ua/stati/upravlenie-assortimentom-v-torgovih-setiiah
Вторую часть статьи здесь:
Итак, после того как Категорийным менеджер определил перечень товаров, которые должны входить в ассортимент магазина того или иного формата, следующим шагом является формирование многоуровневого товарного классификатора, другими словами — древа ассортимента. Как правило, классификатор содержит пять-семь уровней. Использование трех и менее уровней не позволяет отразить структуру ассортимента в полной мере и, соответственно, затрудняет управление.
Товарный классификатор должен иметь характеристик изделий, которые важны и необходимы для анализа продаж, дохода, оборачиваемости и планирования закупок. Проведение качественной аналитики возможно только при правильном дроблении товара на категории, группы и подгруппы. Прежде всего, необходимо определить уровни классификации товара и распределить товар, согласно этим правилам. Затем к каждому уровню (ветви) рекомендуется присвоить конкретное номенклатурное название, а не просто обозначения — уровень 1, 2, 3 и т.п. Это необходимо для того, чтобы строить в этом поле аналитику, например:
— Макро-категория – молочные продукты;
— Категория — объединяющая группа, в которую входят однотипные товары – цельномолочные, кисломолочные продукты, творожная группа, йогуртно — десертная группа;
— Группа товара — деление категории по отдельным целевым товарам, как правило, объединенные основным принципом производства (цельномолочная: молоко пастеризованное, молоко длительного хранения, молочные коктейли, сливки);
— Особенности товара (подгруппы) – деление внутри групп по свойствам и особенностям: вкус, жирность, упаковка, вес, бренд (торговая марка).
Рис. Пример классификации товаров
От количества «товарных ветвей» зависит качество дальнейших продаж (закрытие потребностей ассортимента) и составление пересеченных аналитических отчетов, поэтому не стоит упрощать данный параметр.
Чтобы классификация товара была возможной необходимо определить правила ввода товара в номенклатуру. Данный параметр также влияет и на быстроту поиска товара покупателем. Для этого необходимо решить, что именно стоит вносить, а что указывать не обязательно.
Так, первым шагом к реализации системы управления запасами становится задача по организации продукции и упорядочение всей информации о товаре в одной системе.
Цель систематизации и упорядочения работы с товарным ассортиментом — актуальная информация на ценнике, простая и быстрая сортировка и выбор товаров при построении отчетов.
Для того чтобы товары вносились в базу по установленным правилам, т.е., однотипно, мы рекомендуем предоставить ответственность за внесение товаров в базу одному ответственному сотруднику. При введение новых товаров ответственный сотрудник может обращаться к Категорийным менеджерам в рамках согласования сокращений и обозначений признаков товаров.
Посмотрим, какие могут быть установлены правила внесения названий товара в базу на примере категории «Молочные продукты».
1.Название продукта (с большой буквы). Пример: Молоко, Кефир, Творог, Десерт, Йогурт
2.Вид продукта (с маленькой буквы). Пример: Молоко, Кефир, Закваска, Творог, Десерт, Йогурт
3.Вид изделия (с маленькой буквы). Пример: Молоко пастеризованное, Молоко длительного хранения, Кефир, Творог зернистый, Десерт творожный, Йогурт питьевой
*если нет конкретных дополнений ничего не указывается
4.Добавки (с маленькой буквы). Пример: Молоко длительного хранения шоколадное, Десерт творожный с клубникой, Йогурт питьевой со злаками
*если нет добавок ничего не указывается
5.Жирность. Пример:
— Молоко пастеризованное 2,5%,
— Молоко длительного хранения шоколадное 4%,
— Кефир 0%,
— Творог зернистый 5%,
— Десерт творожный с клубникой 5%,
— Йогурт питьевой со злаками 3,2%
*если нет ничего не указывается
6.ТМ товара (заглавными буквами). Пример:
— Молоко пастеризованное 2,5%, ЗОЛОТО
— Молоко длительного хранения шоколадное 4%, СЕЛЯНСКОЕ
— Кефир 0%, НАТАЛИЯ
— Творог зернистый 5%, КИЕВСКИЙ
— Десерт творожный с клубникой 5%, СУПЕР
— Йогурт питьевой со злаками 3,2% РАДУГА.
7.Граммаж. Пример:
— Молоко пастеризованное 2,5%, ЗОЛОТО, 1л
— Молоко длительного хранения шоколадное 4%, СЕЛЯНСКОЕ, 500 мл
— Кефир 0%, НАТАЛИЯ, 900 мл
— Творог зернистый 5%, КИЕВСКИЙ, 200 гр
— Десерт творожный с клубникой 5%, СУПЕР, 120 мл
— Йогурт питьевой со злаками 3,2% РАДУГА, 450мл
8.Упаковка. Пример:
— Молоко пастеризованное 2,5%, ЗОЛОТО, 1л, бутылка
— Молоко длительного хранения шоколадное 4%, СЕЛЯНСКОЕ, 500 мл, т/ф
— Кефир 0%, НАТАЛИЯ, 900 мл, п/п
— Творог зернистый 5%, КИЕВСКИЙ, 200 гр, стакан
— Десерт творожный с клубникой 5%, СУПЕР, 120 мл, стакан
— Йогурт питьевой со злаками 3,2% РАДУГА, 450мл, пленка
*если у продукта нет фиксированного веса, он указывается как на разлив (л) или весовой (кг)
На ценнике это выглядит так (зависит от кол-ва возможных знаков): «Молоко паст.2,5% ЗОЛОТО 1л бут» и так далее.
Продолжение следует.