Управление ассортиментом: древо ассортимента

 

Управление ассортиментом: древо ассортимента

 

Первую часть статьи Вы можете прочитать здесь:

https://h-art.com.ua/stati/upravlenie-assortimentom-v-torgovih-setiiah

Вторую часть статьи здесь:

 https://h-art.com.ua/stati/garmoniia-trio-kategoriynii-menedger-otdel-marketinga-otdel-merchendaizinga

 

Итак, после того как Категорийным менеджер определил перечень товаров, которые должны входить в ассортимент магазина того или иного формата, следующим шагом является формирование многоуровневого товарного классификатора, другими словами —  древа ассортимента. Как правило, классификатор содержит пять-семь уровней. Использование трех и менее уровней не позволяет отразить структуру ассортимента в полной мере и, соответственно, затрудняет управление.

 

 

Товарный классификатор должен иметь характеристик изделий, которые важны и необходимы для анализа продаж, дохода, оборачиваемости и планирования закупок. Проведение качественной аналитики возможно только при правильном дроблении товара на категории, группы и подгруппы. Прежде всего, необходимо определить уровни классификации товара  и распределить товар, согласно этим правилам. Затем к каждому уровню (ветви) рекомендуется присвоить конкретное номенклатурное название, а не просто обозначения — уровень 1, 2, 3 и т.п. Это необходимо для того, чтобы строить в этом поле аналитику, например:

— Макро-категория – молочные продукты;

— Категория — объединяющая группа, в которую входят однотипные товары – цельномолочные, кисломолочные продукты, творожная группа, йогуртно — десертная группа;

— Группа товара — деление категории по отдельным целевым товарам, как правило, объединенные основным принципом производства (цельномолочная: молоко пастеризованное, молоко длительного хранения, молочные коктейли, сливки);

— Особенности товара (подгруппы) – деление внутри групп по свойствам и особенностям: вкус, жирность, упаковка, вес, бренд (торговая марка).

 

Рис. Пример классификации товаров

 

От количества «товарных ветвей» зависит качество дальнейших продаж (закрытие потребностей ассортимента) и составление пересеченных аналитических отчетов, поэтому не стоит упрощать данный параметр.

Чтобы классификация товара была возможной необходимо определить правила ввода товара в номенклатуру. Данный параметр также влияет и на быстроту поиска товара покупателем. Для этого необходимо решить, что именно стоит вносить, а что указывать не обязательно.

Так, первым шагом к реализации системы управления запасами становится задача по организации продукции и упорядочение всей информации о товаре в одной системе.

Цель систематизации и упорядочения работы с товарным ассортиментом —  актуальная информация на ценнике, простая и быстрая сортировка и выбор товаров при построении отчетов.

Для того чтобы товары вносились в базу по установленным правилам, т.е., однотипно, мы рекомендуем предоставить ответственность за внесение товаров в базу одному ответственному сотруднику. При введение новых товаров ответственный сотрудник может обращаться к Категорийным менеджерам в рамках согласования сокращений и обозначений признаков товаров.

Посмотрим, какие могут быть установлены правила внесения названий товара в базу на примере категории «Молочные продукты».

1.Название продукта (с большой буквы).  Пример: Молоко, Кефир, Творог, Десерт, Йогурт

2.Вид продукта (с маленькой буквы).  Пример: Молоко, Кефир, Закваска, Творог, Десерт, Йогурт

3.Вид  изделия (с маленькой буквы). Пример: Молоко пастеризованное, Молоко длительного хранения, Кефир, Творог зернистый, Десерт творожный, Йогурт питьевой

*если нет конкретных дополнений ничего не указывается

4.Добавки (с маленькой буквы).  Пример: Молоко длительного хранения шоколадное, Десерт творожный с клубникой, Йогурт питьевой со злаками

*если нет добавок ничего не указывается

5.Жирность. Пример:

—    Молоко пастеризованное 2,5%,

—    Молоко длительного хранения шоколадное 4%,

—    Кефир 0%,

—    Творог зернистый 5%,

—    Десерт творожный с клубникой 5%,

—    Йогурт питьевой со злаками 3,2%

*если нет ничего не указывается

6.ТМ товара (заглавными буквами). Пример:

—    Молоко пастеризованное 2,5%, ЗОЛОТО

—    Молоко длительного хранения шоколадное 4%, СЕЛЯНСКОЕ

—    Кефир 0%, НАТАЛИЯ

—    Творог зернистый 5%, КИЕВСКИЙ

—    Десерт творожный с клубникой 5%, СУПЕР

—    Йогурт питьевой со злаками 3,2% РАДУГА.

7.Граммаж. Пример:

—    Молоко пастеризованное 2,5%, ЗОЛОТО,

—    Молоко длительного хранения шоколадное 4%, СЕЛЯНСКОЕ, 500 мл

—    Кефир 0%, НАТАЛИЯ, 900 мл

—    Творог зернистый 5%, КИЕВСКИЙ, 200 гр

—    Десерт творожный с клубникой 5%, СУПЕР, 120 мл

—    Йогурт питьевой со злаками 3,2% РАДУГА, 450мл

8.Упаковка. Пример:

—    Молоко пастеризованное 2,5%, ЗОЛОТО, 1л, бутылка

—    Молоко длительного хранения шоколадное 4%, СЕЛЯНСКОЕ, 500 мл, т/ф

—    Кефир 0%, НАТАЛИЯ, 900 мл, п/п

—    Творог зернистый 5%, КИЕВСКИЙ, 200 гр, стакан

—    Десерт творожный с клубникой 5%, СУПЕР, 120 мл, стакан

—    Йогурт питьевой со злаками 3,2% РАДУГА, 450мл, пленка

*если у продукта нет фиксированного веса, он указывается как на разлив (л) или весовой (кг)

На ценнике это выглядит так (зависит от кол-ва возможных знаков): «Молоко паст.2,5% ЗОЛОТО 1л бут» и так далее.

Продолжение следует.

Похожие записи

Оскар Уайльд

Английский писатель и поэт. Один из самых известных драматургов позднего Викторианского периода, одна из ключевых фигур эстетизма и европейского моде...

Марк Аврелий

Римский император из династии Антонинов, философ, представитель позднего стоицизма последователь Эпиктета. Последний из пяти хороших императоров.

Франц Кафка

Немецкоязычный писатель, философ, широко признаваемый как одна из ключевых фигур литературы XX века. Большая часть работ писателя была опубликована ...